Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны
Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения принцессы Эллы, будущей Великой княгини Елизаветы Федоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители. Когда у Гессенской четы родилась дочь, они решили дать ей имя Елизавета в честь святой Елизаветы Венгерской (Тюрингенской). Принцесса Алиса писала своей матери, королеве Виктории: «Мы любим Елизавету, потому что святая Елизавета была родоначальницей Гессенского дома так же, как и Саксонского».
Святая Елизавета, жена Людвига, правителя Тюрингии, жила во времена Крестовых походов. Она отличалась глубоким благочестием, самоотверженной любовью к людям, прославилась делами милосердия. После смерти мужа она ушла в монастырь, создала больницу для бедных, ухаживала за ними и собирала подаяние на нужды госпиталя. В XIII веке она была причислена к лику святых Католической Церковью.
Именно такая жизнь представлялась Элле полной смысла и достойной подражания. Вот на кого она хотела походить. С самого детства одними из главных качеств принцессы Елизаветы была высокая религиозность и любовь к ближним.
Когда Елизавета Федоровна перешла в Православие, она оставила себе имя Елизавета, но избрала другую небесную покровительницу — святую праведную Елизавету, мать Иоанна Крестителя.
Елизавета Гессен-Дармштадтская родилась 1 ноября 1864 года и была вторым ребенком английской принцессы Алисы, дочери королевы Виктории и Великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV. Всего в семье было семеро детей. Воспитывали их в любви, но по-английски, в строгости: ранний подъем, уроки, простая еда, скромная одежда, железная дисциплина и обязательный труд. Элла многое умела: сажать цветы, убирать комнаты, застилать постели, топить камин, вязать, рисовать. С самого детства она могла уладить ссоры между детьми и была любимицей своих сестер и брата.
Герцогиня Алиса старательно поддерживала в доме интеллектуальную и творческую атмосферу. Будучи одаренной пианисткой и художницей, она была убеждена, что талант — результат правильного воспитания. Поэтому в стенах гессенского замка, увешенных живописными полотнами, постоянно звучала прекрасная музыка и поэтические речи. Дети принцессы Алисы унаследовали от нее и музыкальные, и художественные таланты. Элла хорошо рисовала и обладала красивым голосом — альтом.
Герцогиня Алиса была не только любящей матерью, но и преданной супругой. «Когда он рядом со мной, все заботы растворяются в покое и счастье», — писала она о муже королеве-матери. Алиса Гессен-Дармштадтская стала для немцев образцом в семейной жизни и эталоном в воспитании детей.
Все поражались масштабам ее благотворительной деятельности, которую полностью поддерживал супруг. В дни Австро-Прусской войны герцогиня превратила их собственный дом в госпиталь. Она создала женское общество по линии Красного Креста — позже обе ее дочери, Элла и Аликс, продолжат эту деятельность в России.
Герцогиня активно привлекaла детей к делам милосердия, считая это основой христианского воспитания. Они вместе посещали больницы, приюты. Старшие девочки готовили своими руками подарки, собирали букеты, учились находить для каждого слова сочувствия. Элла рано научилась чувствовать чужую боль. Она проникалась несчастьем других, посещая больных и обездоленных.
«Я стремлюсь внушить им, что не пристало кичиться своим положением, что надо ценить человека лишь по его личным достоинствам, — писала Алиса Гессен-Дармштадтская королеве Виктории. — Полностью разделяю твое мнение о различиях между людьми и думаю, насколько важно, чтобы они знали, что они ничуть не лучше и не выше остальных, и что своей добротой и скромностью им следует всем подавать пример. Надеюсь, что именно такими вырастут мои дети».
Виктория и принц Альберт были идеальной парой. Похоронив любимого мужа, королева до конца жизни носила траур. Наряду с примером родителей, для принцессы Елизаветы это был замечательный образец благочестия в семейной жизни. Они с родителями часто навещали королеву в Англии. Она назначила своим внучкам гувернантку-англичанку, и принцесса Алиса ввела в своем дворце много английского. Поэтому дети герцогской четы чувствовали себя в Англии как дома.
Королева английская Виктория очень любила своих внуков и заботилась о них. Они отвечали ей глубоким уважением. Из писем принцессы Елизаветы королеве Виктории, которые хранятся в Королевском архиве Виндзора и приводятся здесь, видно, какой любовью к своей бабушке было наполнено ее сердце. Приводим строчки из этих писем: «… Мы все вспоминаем наше счастливое пребывание с Вами, и я не могу Вас достаточно поблагодарить за всю Вашу доброту. Надеюсь, Вы чувствуете себя лучше. Со всей любовью, дорогая Бабушка, Ваша послушная и любящая внучка Элла».
Сергей Александрович, вспомним, считался одним из самых просвещенных людей своего времени. Он был высококультурным человеком с артистическими способностями: очень любил чтение и музыку. От природной застенчивости он был очень сдержан с окружавшими его людьми. Он отличался глубокой религиозностью, как и большинство членов дома Романовых.
Основополагающим ориентиром в его жизни всегда было отношение к духовной культуре подрастающей личности как к самостоятельной и безусловной ценности. С первых лет жизни он был погружен в культурную среду, отмеченную тонким и богатым общением, а жизнь выстраивалась как непрерывное стремление к Богу.
Искреннее общественное служение невозможно без способности любить ближнего. Одним из примеров такой любви было то, что после смерти родителей Сергей Александрович взял под свою опеку младшего брата Павла, а спустя много лет — детей Павла, оставшихся без матери.
Став генерал-губернатором Москвы, организовывал многочисленные комитеты попечения о детях, ясли, приюты, именные стипендии для беднейших. Да и само его согласие на губернаторскую должность было сделано исключительно из духовных и патриотических убеждений, сформированных семейными и православными традициями.
Великокняжеская чета была удивительно гармоничной парой. Елизавета Федоровна и Сергей Александрович сходились в понимание главного — духовность проявляется лишь тогда, когда идет совместный поиск Бога, Святого Духа, что становится смыслом бытия. Тогда иными красками играют понятия «любовь», «долг», «совесть», «культура общения». Именно постижение Божественного порядка мира, церковная жизнь, творческие наклонности, взаимная чуткость характеризовали их совместную жизнь в единодушии и любви.
По материалам сайта Марфо-Мариинской обители милосердия