О поисках места погребения А.Г. Киселёва и М.М. Киселёвой
Поминайте наставников ваших, которые
проповедовали вам слово Божие, и, взирая
на кончину их жизни, подражайте вере их
(Евр. 13, 7).
Местом моего рождения 9 мая 1954 года и проживания до 1960 года была территория рядом с улицей Индустриальной, где располагался Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Постоянно интересуясь историей родного края, я узнал от директора областного краеведческого музея Анны Николаевны Батовой, что в музее ведётся работа по сбору документов о жизни и благотворительной деятельности Марии Михайловны Киселёвой (1798–1887), великой подвижницы благочестия.
Своего мужа Александра Григорьевича она похоронила в Спасо-Преображенском монастыре г. Пензы и в 1849 году возвела над его могилой двухэтажный храм, назвав его Троицким. На верхнем этаже его было два престола – Свято-Троицкий и в честь Обновления Храма Воскресения Господня, а в нижнем этаже – три: главный – во имя Рождества Христова и придельные – в честь иконы Божией Матери Казанской и во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Центральный Христорождественский придел был устроен по подобию Палестинского Вифлеемского храма. Когда Мария Михайловна скончалась, её похоронили в том же Троицком храме Спасо-Преображенского монастыря, рядом с мужем.
В 1922 году началась по всей России антирелигиозная кампания. Закрывались и разрушались церкви. Многие из них превратились в клубы, хранилища, склады. В 1924 году пришла беда и в Спасо-Преображенский монастырь: на его территории решением городских властей был размещён конный обоз по вывозу нечистот.
Несколько монастырских зданий превратили в конюшни. Большая часть монахов была выселена на Соловки, а на их место в одноэтажные домики поселили семьи рабочих, обслуживающих обоз. Некоторое время они соседствовали: и монастырские помещения, и конный обоз...
До начала 1933 года в монастырской церкви ещё велась служба, на которую приходили люди из разных уголков Пензы. Но вскоре церковь закрыли и разрушили, из монастыря выселили последних монахов и священников. И монастырь стал постепенно разрушаться.
В 40-е годы были увезены надгробные плиты, памятники и кресты с монастырского кладбища. В 50–60-е годы обоз по вывозу нечистот постепенно перешёл с конного на машинное обслуживание, а в 1975 году был преобразован в спецавтобазу по очистке города. Но ещё стояли монастырская каланча и стена, которую потихоньку начали разбирать сами жители, используя кирпич на строительные нужды. К середине 70-х стена и каланча были окончательно разрушены, а на их месте построили административное здание спецавтобазы.
Заинтересовавшись пензенской благотворительницей М. М. Киселёвой, я решил попытаться найти место её захоронения. С декабря 2001 года началась большая кропотливая работа по розыску архивных документов на строительство монастыря и застройку его территории в современное время. По моей просьбе сотрудники краеведческого музея поделились имеющейся у них в фондах информацией. Епархиальный историк А.И. Дворжанский любезно предоставил мне дореволюционный план монастыря с нанесёнными на него монастырскими постройками. В Государственном архиве Пензенской области мне удалось найти чертежи и планы строительства завода по переработке мусора, которые, к сожалению, ничего полезного не дали.
Большую помощь в определении места расположения Троицкого собора монастыря оказал мой родственник Г.К. Илюнин. Из архива ОКСа Пензенского дизельного завода он передал мне копию ситуационного генплана Пензы 1960-х годов, на котором обнаружилась и территория бывшего монастыря с обозначенным фундаментом монастырской колокольни. И хотя никакого пояснения на плане не оказалось, но по нанесённым линиям всё же можно было догадаться, что это именно фундамент бывшей колокольни.
Много времени было затрачено на посещение квартир близлежащих домов для сбора информации по истории монастыря. Найденная при этом фотография 1970 года жителей на фоне разрушенной колокольни помогла подтвердить её местоположение.
Переведя изображённый на дореволюционных планах масштаб из саженей в метры, я с помощью геодезического прибора теодолита и рулетки сделал разбивку наружных стен Троицкого собора на земельном участке бывшей монастырской территории, перенеся на него размеры с генплана.
До начала изыскательных работ и подбора нужного исторического материала многие пензенские краеведы утверждали, что искать нет смысла, так как всё разрушено и на месте монастырских зданий возведены современные корпуса завода по переработке мусора. Я же на это отвечал, что пока сам не проверю, не успокоюсь, и сугубо стал молиться преподобному Марку Гробокопателю (XII в).
Территория, на которой когда-то возвышался Троицкий собор, была огорожена, и даже устроена проходная с дежурным сторожем, на которой имелась табличка: «Склад МЧС». Обратившись к ответственному МЧС по г. Пензе С. А. Кададову и к министру МЧС по Пензенской области А.М. Кададову, я получил разрешение на проведение раскопок на их территории. Начался второй этап поисковой работы.
30 сентября 2002 года сюда, на территорию охраняемого склада, приехали сотрудники Петропавловского молитвенного дома, где я служил настоятелем. Мы со священником Вячеславом Хромовым совершили молебен для призвания Святого Духа на начало доброго дела. Как впоследствии выяснилось, стол для молебна со святыми образами и святой водой поставили прямо на месте храма, – вот он, Промысел Божий!
Людей на молебне было немного, среди них находилась А.Ф. Головина – музейный работник и краевед, автор книги о М.М. Киселёвой «Великая благотворительница». Обратившись к собравшимся, я сказал: «По благословению владыки Филарета мы сейчас здесь отслужим молебен и панихиду и начнём работы с целью найти останки известной пензенской благотворительницы Марии Михайловны Киселёвой и её супруга. Я обращаюсь к вам, чтобы мы все вместе испросили у Бога помощи о начале доброго дела, чтобы Он помог разыскать нам фундамент когда-то стоявшего здесь храма в честь Живоначальной Троицы, а затем, если Бог даст, найти и останки четы Киселёвых. Мне как духовному лицу и просто как гражданину Пензы обидно, что человек, который столько сделал для нашего города, сейчас находится в безвестности. Но добрые дела, как мы знаем из Священного Писания, остаются в веках, благое дело не спрячешь. И нам предстоит сейчас потрудиться, чтобы светильник добрых дел четы Киселёвых не оставался под спудом, а был ясно виден всем, ибо не ставят светильник под стол, а на стол, чтобы от него шёл свет. Теперь нужно найти останки боголюбивой четы, с почестями перезахоронить их, отслужить панихиду. Мы думаем, что Господь сейчас содержит где-то возле Себя добрую душу Марии Михайловны».
Копать начали от забора лопатами, но они очень скоро наткнулись на фундамент. На помощь пришёл экскаватор. За вечер он поднял пласты земли, и люди стали перебирать её руками.
1 октября к участникам раскопок присоединились члены Пензенского сестричества имени М.М. Киселёвой Г.А. Сафронова, Л.А. Давыдова, Н.М. Кузнецова, Л.Г. Кичевая и другие, всего около 20 женщин. Поначалу у всех была радость, что Господь уберёг это святое место от осквернения. Но местные жители – Виктор, Татьяна, вахтёр Антонина – сказали, что в 70-х годах здесь копали землю, проводили коммуникации, а местные ребятишки гоняли по земле... человеческий череп…
И действительно, когда 2 октября 2002 года было найдено квадратное углубление, над ним находился толстый кабель, правда, уже ни к чему не подключенный... Яма быстро заполнилась водой, из которой стали доставать землю, тщательно проверяя каждый комочек. Находки пошли одна за другой: несколько крупных костей, множество мелких косточек, три небольшие части от черепа... Попадались куски истлевшей дорогой женской одежды, полусгнившие кусочки от гробов, найдено было и пять красивых ручек от гробов. Останки отмыли от земли, положили в ванночку, завернув в чистое полотенце.
2 октября 2002 года была отслужена первая панихида на месте погребения А.Г. Киселёва и М.М. Киселёвой. Останки были переданы в «Судмедэкспертизу». 10 дней мы ждали результатов экспертизы, в ходе которой было определено, что найденные останки принадлежат двум людям: мужчине и женщине; был определён и приблизительный возраст людей, он совпадал с годами жизни Марии Михайловны и Александра Григорьевича. Останки были переданы в Епархиальное управление протоиерею Сергию Лоскутову.
15 октября 2002 года мною был написан рапорт правящему архиерею о проделанной работе.
21 сентября 2013 года найденные останки были перезахоронены в часовне на территории действующего Спасо-Преображенского мужского монастыря, а 26 сентября того же года состоялось освящение этой часовни.
В 2017 году было решено на месте Троицкого храма в память о Марии Михайловне Киселёвой построить уменьшенную копию её церкви. В ходе расчистки территории с южной стороны была обнаружена двухметровой глубины могила, выложенная каменными блоками. На дне её лежали только доски от гроба и несколько косточек. Ещё один склеп был найден к востоку от алтаря. Это заставило задуматься: что же за останки были обнаружены в 2002 году? Представилась удручающая картина, как надругались над лежавшими в гробах останками, выбросив их наружу, а потом во время земляных работ техникой растащили по всей территории. При этом часть косточек попала в квадратное углубление посреди храма и таким образом сохранилась. Всё остальное безвозвратно пропало. А в памяти местных жителей только и осталось, как играли мальчишки чьим-то черепом в футбол. Может быть, именно Марии Михайловны Киселёвой – пензенской благотворительницы, которая на свои средства строила храмы, делала большие пожертвования и, радея об обездоленных, устроила для них в Пензе богадельню? Такой вот чёрной «благодарности» удостоилась в советское время почётная гражданка города Пензы?
Нет, не хотелось верить в этот, бесславный для неё, конец, и мысль невольно продолжала цепляется за новую надежду. Левый придел Троицкого храма был освящён в честь Александра Невского – тезоименитого Александру Григорьевичу святого. Естественно предположить, что именно в нём и был похоронен муж М. М. Киселёвой – для удобства поминовения и возношения молитв к святому благоверному князю. Работником краеведческого музея Б. Н. Гвоздевым было зафиксировано, что на расположенной в церкви чугунной плите имелась надпись:
«Александр Григорьевич и Мария Михайловна
Киселёвы.
Скончались
12 апреля 1847 г. 6 декабря 1887 г.»
То есть, похоронены они в одном склепе. Ну что бы краеведу не уточнить, – в каком именно месте церкви они лежат. И не было бы тогда у нас никаких проблем в поиске места их захоронения. Но, видимо, мы должны заслужить ещё своим трудом и своей настойчивостью право обрести их останки. Как в своё время при раскопках на Советской площади праха пяти пензенских архипастырей, в том числе и причисленного к лику святых епископа Иннокентия. Тогда тоже не сразу успех к нам пришёл.
Левый придел Троицкого храма Спасо-Преображенского монастыря ведь так и не был расчищен, поскольку на нём стоит жилой дом. Может быть, останки супружеской четы Киселёвых так и лежат там до сих пор? Покоятся до поры до времени, чтобы вернуться снова в храм, только уже не в старый, уничтоженный богоборческой властью, а в новый – созидаемый трудами благодарных потомков, и уже не в виде человеческого праха, а в качестве святых мощей, ибо сам факт их обретения будет являться чудом, свидетельствующим о святости почивших здесь благотворителей.
В своё время на обращение Пензенской епархии в Синодальную комиссию по канонизации святых о прославлении Марии Михайловны Киселёвой как святой праведной Марии Пензенской было замечено о недостаточном её почитании – несмотря на то, что уже была написана книга о ней, снят фильм. Но это всё мирское. Не хватало, видимо, главного – возрождения того святого места, где она обрела свой последний приют, где могли бы возноситься ежедневные молитвы о храмоздательнице и её супруге, где само место взывало бы к Богу, призывая Его благоволение на наши хлопоты в решении вопроса общецерковного почитания выдающейся благотворительницы.
Шаг за шагом мы приближаемся к этой заветной для пензенских жителей цели: несмотря на все скептические возражения, определено место храма, где она была погребена; поднимаются уже стены второго этажа нового храма, строящегося на старом основании, и настойчиво заявляет о себе необходимость продолжения поиска останков четы Киселёвых – в Александровском необследованном приделе…
22 июня 2022 года, спустя 20 лет с момента первой панихиды, в день рождения М.М. Киселёвой, в Новокосино г. Москвы в храме Собора новомучеников и исповедников Российских мною, настоятелем этого храма, действительным членом Московского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, была совершена лития о её упокоении.
Богослужение проходило перед иконами «В скорбех и печалех утешение» (XIX в., список с чудотворной иконы) и «Неудавшегося свержения Спасителя с горы в Назарете» (список с греческой иконы, подаренной благотворительнице М.М. Киселёвой митрополитом Назаретским Нифонтом в благодарность за строительство храма в память неудавшегося свержения Спасителя с горы в Назарете), а также перед камнем со Святой Земли г. Назарета с горы Свержения.
В этот же день иеромонах Сретенского монастыря Филарет (Трунин), родом из Пензы, вознёс молитвы о упокоении М.М. Киселёвой на Святой Горе Афон в монастыре святого Павла.
Молитвенные ниточки, поминающие Марию Михайловну Киселёву, тянутся к Богу уже не из одной только Пензы.
Протоиерей Владимир Клюев